В первой половине XVIII века появляется стиль рококо, который как бы завершает
развитие стиля барокко. Рококо — декоративный стиль, носящий черты хрупкости,
утонченности, некоторой манерности и чувственности. Эти черты присутствовали и в
мужских и в женских прическах.
Мужские прически рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а
иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в
черный мешочек. Обычно волосы пудрили (рис. 33). В моду вошли белые пудреные
парики.
Женская прическа также была небольшой и состояла из локонов, поднятых вверх,
сколотых на затылке и украшенных лентами, пучками перьев, цветами, нитками
жемчуга (рис. 34).
Волосы обычно пудрились, о 70-х годах XVIII века прически
становятся особенно сложными. На «изготовление» модной прически — куафюры (рис.
35, 36) — уходило по несколько часов.
Женщины старались сохранить ее в
неприкосновенности на несколько дней. Прически делали следующим образом. Волосы
расчесывали, на макушку ставили легкий каркас, на который поднимали и крепили
волосы; далее их завивали, пудрили и, наконец, приступали к украшению.
Для этого
использовали ленты, цветы, кружева. Иногда на голову водружалась целая корзина с
плодами или даже макет корабля со снастями и парусами. Иногда на голове была
масса драгоценностей, которые превосходили вес самой головы. Французская революция 1789 года принесла с собой новые течения, которые
отразились и на прическах. Вдохновленные идеями Свободы, Равенства, Братства,
идеологи французской революции обратились к образам античного мира, черпая у
древних идеи демократии, строгость нравов и эстетические идеалы. Вторая половина
XVIII века — это период классицизма как ведущего стилевого направления. У мужчин
волосы были коротко острижены и пудра вышла из употребления.
Женские прически
имели многообразные формы, но очень упростились, сделались ниже; волосы
перестали пудрить и завивали и локоны (рис. 37, 38).
С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, который в архитектуре и
интерьерах по внешним признакам напоминает классицизм, но теперь художников и
архитекторов вдохновляют не строгие и изящные линии греческих храмов, а
тяжеловесные и пышные формы римской архитектуры.
Волосы мужчин стригли и
завивали в тугие локоны — «а 1а Titus» (рис. 39, 40), лицо брили.
Hо на щеках от
виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворитом.
У женщин прически
менялись очень чисто. Носили и греческий узел, и прически из различных
комбинаций локонов (рис.41, 42,43).
После свержения Наполеона в искусстве
20-30-х годов рождается новое стилевое направление — романтизм. В прическах
господствует стилевое направление, которое носит немецкое название — бидермайер.
Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта и был ведущим до 40-х
годов. Во Франции почти идентичный стиль носил название «стиля Луи Филиппа».
Мужчины носили короткие, завитые в локоны волосы, приподнимали их надо лбом в
виде кока. В 40-х годах волосы удлинились, доходили до ушей.
Иногда их круто
завивали (рис. 44, 45).
В 50-е годы были модны довольно длинные, расчесанные на
косой пробор волосы, часто завитые в локоны. В 60-е годы в моду вошли
сравнительно короткая стрижка, бакенбарды и усы (рис. 46). К концу века волосы
стали коротко стричь.
Женские прически 30-х годов представляли собой целое произведение искусства.
Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в
крупные локоны и укладывали над висками (рис.47).
Длинные пряди волос сзади
поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны (рис. 48).
В 40-е
годы новым кумиром высшего общества стала «светская львица» — модница с волосами
рыжего цвета.
В 50-е годы прическа состояла из пышного шиньона, а иногда
расчесанные на прямой пробор волосы укладывали сзади в специальную сетку (рис.
49).
В 60-е годы волосы поднимали надо лбом в виде двух валиков — на «a 1а
Stuart», а на плечи и спину спускали длинные локоны (рис. 50).
|